Артур Ардавичус: «Бренд „Астана“ уверенно обозначил свое присутствие в бизнес-среде большого автоспорта»

Успехи на международной автоспортивной арене казахстанской команды Astana Motorsports, являющейся одним из проектов Президентского клуба «Астана», не могут не впечатлять. Невзирая на титулы и регалии соперников, казахстанцы уверенно борются с ними и с тяжелейшими погодными условиями на самых престижных автогонках мира. 

 Рассказать о ближайших планах Astana Motorsports и о том, чего казахстанским автогонщикам удалось добиться в последние годы, корреспондент республиканского интернет-портала Sports.kz попросил призера и неоднократного участника ралли «Дакар» Артура Ардавичуса.

— Артур, чем в настоящее время заняты члены команды Astana Motorsports?
— В настоящее время команда провела специализированный УТС в пустыне ОАЭ по повышению навыков езды в песках, а также ведет активную подготовку к предстоящим соревнованиям — к обязательной предкубковой гонке «Ралли Казахстан», классифицируемой как Кубок РК по ралли-рейдам, которая пройдет в Мангистау в период с 27 мая по 3 июня, а также к очень крупному и серьезному ралли-марафону «Silk Way Rally-2016» — он состоится с 8 по 24 июля.

— Насколько серьезным испытанием является «Ралли Казахстан»?
— Во-первых, статус этой гонки достаточно высок в этом году, и, возможно, в 2017-м она заменит один из этапов Кубка Мира по ралли-рейдам. А во-вторых, участие в «Ралли Казахстан» является обязательным условием при получении международной лицензии в Федерации автоспорта РК для участия в международных гонках (таких, как «Silk Way Rally», ралли «Дакар» и другие).

— В июле этого года после перерыва вновь должно стартовать «Silk Way Rally», которое пройдет по территории России, Казахстана и Китая. Можно ли говорить, что на данный момент это самое важное событие в вашем календаре? Как готовитесь к участию в «Шелковом пути»? Какие задачи ставите перед собой на эту гонку?
— Однозначно, — да, на данный момент это самое главное событие в нашем календаре. Данный марафон — один из, пожалуй, самых важных для нашей команды на этот сезон, так как это очень крупный и сложный марафон, протяженность его составит более 10 000 км, что больше, чем на легендарном «Дакаре» (в этом году протяженность «Дакара» составляла 9 300 км.). И впервые в своей истории «Шелковый путь» обретет статус трансконтинентального ралли-рейда. Планируется его посещение на старте или финише президентами трех стран, по территории которых пройдет марафон, что уже является важным показателем статуса гонки. Готовимся усиленно, так как участие в марафоне было утверждено для нашей команды сравнительно недавно — пришлось приложить усилия и найти партнеров для участия, что, учитывая сжатые сроки, очень нелегко, так как все команды-участники уже сформировали свои составы и определили технику. Заключили контракты, активно тренируемся, посетили уже два тренировочных сбора, приводим себя в полную физическую готовность — регулярный бег, физические и кардионагрузки и так далее.

— Каковы ближайшие планы команды?
— Все вышеуказанное плюс еще один крупный УТС в песках с привлечением сложной техники и выезды на сложнейшие спецучастки и песчаные дюны.

— В каких еще соревнованиях планируете принять участие до конца 2016 года? Когда должен начаться следующий «Дакар»?
— В этом сезоне, помимо гонки в Казахстане и «Шелкового пути», планируем выступить на одном из этапов Кубка Мира по ралли-рейдам и в очередной раз попытаться покорить «Дакар», который традиционно пройдет в начале января 2017 года.

— Ни для кого не секрет, что, в связи с мировым финансовым кризисом, финансирование многих спортивных проектов в Казахстане было заметно урезано. Это как-то отразилось на Astana Motorsports?
— Конечно, вся эта ситуация не могла не отразиться и на нашей команде. Несмотря на оптимизацию бюджета, мы не должны терять свои позиции. Новая команда Президентского клуба ставит перед нами большие задачи. Да, мы провели большое сокращения штата, — в общем, произвели оптимизацию бюджета на 65%. Также усугубила наше положение ситуация с девальвацией национальной валюты — так как все наши контракты заключаются с зарубежными контрагентами, поэтому расчеты по ним предусмотрены в иностранных валютах, и скачок курса конкретно скорректировал наши спортивные планы. Но мы не сдаемся и с надеждой и большими целями идем в сезон 2016 года.

— Насколько вообще современный автоспорт является дорогим удовольствием?
— Однозначно, это удовольствие — не из дешевых, так как все, что связано с передовой и современной техникой, всегда влечет за собой вложение немалых средств. Автоспорт, по сути, — это борьба людей и технологий, и, грубо говоря, от того, на чем ты выступаешь, зависит твой успех. Если ты соревнуешься на автомобиле более оснащенном и усовершенствованном в техническом плане, а твоя команда и ее инженерный состав более профессиональны, то твои шансы уже намного выше, чем у твоих конкурентов. А это стоит денег… Тут сложно говорить о каких-то конкретных цифрах, все зависит от ваших целей, от того, каким образом вы хотите быть представлены в автоспорте, — в какой серии и какой дисциплине, категории, и от многих других факторах.

— На Ваш взгляд, можно ли говорить о том, что с тех пор, как Astana Motorsports начала выступать под эгидой Президентского клуба «Астана», узнаваемость нашего государства и нашей столицы в мире автоспорта заметно возросли?
— Несомненно, Президентский клуб — это шикарный ресурс, который становится все более узнаваемым в мире большого спорта, и если брать нашу сферу, то здесь наличествует большой прогресс в этом направлении. Надо сказать, что у нашей команды были определенные результаты в разных сериях автоспорта, и теперь, связывая наши успехи не только как с какой-то командой из Центральной Азии, а именно с командой из Астаны, из новой столицы молодого Казахстана, тем более, — представляющей Президентский клуб, что сразу говорит об определенном статусе как минимум на страновом уровне, многие понимают, что сейчас в Казахстане имеется мощное подразделение, успешно представленное и в автоспорте. В нашей сфере задействованы крупные автомобильные концерны, а это достаточно большая доля экономики всего мира, плюс здесь участвуют многие крупные компании, оказывающие сопутствующие услуги, бренды которых также известны на всей планете. И можно с уверенностью сказать, что теперь бренд «Астана» уверенно обозначил свое присутствие среди этой массы в бизнес-среде большого автоспорта.

— Как Вы считаете, 2015-2016 годы на данный момент можно охарактеризовать для Astana Motorsports как удачные?
— Конечно! Должен сказать, что, несмотря на кризисный год, спортивные результаты нашей команды оправдали наши результаты! Во-первых, команда вошла в ТОП-10 лидеров на легендарном «Дакаре» в самой престижной категории «Супер Продакшн Т-1». Затем мы стали чемпионами Мира в ралли-рейдах в категории «Продакшн Т-2». Из 10 непростых гонок по разным уголкам и континентам нашей планеты в течение года нам удалось всего лишь за 9 из них собрать необходимое количество очков и стать лидерами! Мы получили Кубок Мира во второй раз после успешного для нас в этом плане 2008 года.

Вообще, должен отметить, что сезон 2015 года был, в целом, успешным для Президентского клуба «Астана». Во-первых, наш братский боксерский клуб «Астана Арланс» стал чемпионом Всемирной Серии бокса WSB, всем известная велокоманда «Астана выиграла принципиальную «Вуэльту», а также заняла призовые места на престижном «Джиро Д’Италиа», ну, а наш футбольный клуб «Астана» произвел настоящий фурор, впервые в истории пройдя отборочный этап Лиги Чемпионов УЕФА и достойно сыграв с мировыми грандами в групповом турнире. Получается, что на этом фоне мы также внесли свой скромный вклад в копилку Президентского клуба и стали чемпионами в своей сфере. Поэтому прошедший сезон считаю удачным не только для нашей команды, но и для всего клуба. Касательно 2016 года пока рано давать комментарии и даже делать прогнозы — посмотрим позже.

— Что нужно, в первую очередь, делать для популяризации автоспорта в Казахстане, по Вашему мнению?
— За последние 5 лет в Казахстане автоспорт шагнул далеко вперед. Появились новые категории, новые чемпионы, стали проводиться мероприятия мирового значения, чего никогда раньше не было. Делаются мототреки, даже планируется чемпионат по «MotoGP» в 2017 году провести у нас в Алматы. Радует, что в Казахстане есть трек мирового уровня. Конечно, это не уровень «Формулы-1», но все-таки там имеется возможность проведения соревнований такого масштаба, и там тренируются ребята, там большая активность. Это все хорошо, но хотелось бы побольше молодежи подключать к автоспорту, так как почти каждый из них за рулем — в РК практически каждый имеет автомобиль. Конечно, присутствуют нехватка денежных средств, хороших тренеров, возможностей у родителей отдавать детей в этот вид спорта.

Наша Федерация автоспорта сейчас участвует во всех мировых мероприятиях по обучению судейства, тренеров, организации таких соревнований. Уже второй год серьезно готовится проведение одного из этапов Кубка Мира в Казахстане. О таком мы могли только мечтать раньше, хотя у нас имеются все ресурсы для этого — есть подходящая арена, пески, грунты, бездорожье. А сегодня уже такой крупный марафон, как «Шелковый путь», второй раз проходит через Казахстан, и участвовать в нем будут самые топовые команды.

В первую очередь, как и в других видах спорта, необходимо стабильное финансирование. Во-вторых, нужна, наверное, еще большая поддержка руководства соответствующих подразделений Министерства культуры и спорта, необходимы пропаганда и регулярное освещение со стороны СМИ всех движений в нашей сфере деятельности, поскольку, на самом деле, регулярно проводится очень много разных серий в стране — начиная от дрифтинга и гонок на льду и заканчивая полноценными ралли. Достаточно посмотреть календарный график на сайте Федерации автоспорта, чтобы увидеть, что каждый месяц плотно забит мероприятиями. Ну, и самое главное, — терпение и упорство автолюбителей. У нас народ очень упорный, поэтому, думаю, не за горами появление новых чемпионов и победителей, которые будут прославлять наш Казахстан.